Сегодня много говорят об участии в СВО представителей российской элиты. Точнее о неучастии. Похоже, многих из них больше волнует проблема снятия санкций, чем наша победа. За снятие санкций российские олигархи отдают пленённых нашими солдатами азовцев или финансируют Украину. Кто-то из них помогает нашей армии, но единицы делают это публично. Тех, чьи дети или родные пошли на фронт, можно посчитать по пальцам.
Я уже писал о детях наших больших начальников времен СССР, сегодня же хочу обратиться к нашей истории времён Первой Мировой. Общество, несмотря на настроения до войны, отреагировало патриотическим подъемом, успешно прошла общая мобилизация, но война, конечно, стала испытанием и для аристократии, и для правящего дома. В 1914 году Романовы – это не только император Николай II и его многодетная семья, это более сотни человек - около тридцати мужчин, способных носить оружие. Кстати, в семье абсолютно все мужчины получали военное образование.
Сам Николай II в августе 1915 года после неудач на фронтах принял обязанности Верховного Главнокомандующего. Кстати, в марте 1917 года госпереворот удался, во многом, потому что государь не был в Санкт-Петербурге - выехал лично руководить фронтом. При этом все представители дома Романовых, способные физически, были на войне. Приведу несколько примеров. Младший брат императора Михаил вернулся на службу (ранее был отправлен в отставку за морганатический брак). Командовал знаменитой Кавказской Туземной конной дивизией, которую в августе 1914 года сформировали из мусульман-добровольцев. От ветви великого князя Михаила, воевали пятеро, из которых один (Александр) инициировал создание военной авиации, руководил Военно-воздушным флотом; а другой (Сергей) был инспектором артиллерии, ему, пишут, Россия обязана отменной артиллерией и канонирами. Пять правнуков Николая I воевали на передовой. Один из них, Олег Константинович, был единственным Романовым, погибшим на фронте –раненый в одном из первых боев, он умер в госпитале. Служили и внуки Александра II - три великих князя были командирами, один из них на флоте.
Не отставали и элиты. Служили знаменитый писатель, военврач Михаил Булгаков, Николай Гумилёв, Александр Блок, Сергей Есенин и Михаил Зощенко, Алексей Толстой и многие другие. Александр Куприн, например, будучи поручиком, ушёл на фронт и передал дом в Гатчине под размещение лазарета для раненых солдат.
Госпитали в домах-дворцах вообще стали обычной практикой, пример подавал император и знатные семьи: семья Николая II отдала под военные лазареты не только Зимний дворец, но и почти все загородные резиденции по всей империи. Многие помнят штурм Зимнего дворца по кадрам фильма Сергея Эзейнштейна (1927), но немногие знают, что лишь малая его часть использовалась под нужды правительства Керенского, тогда как большая была занята госпиталем для солдат. По воспоминаниям сестры милосердия дворцового госпиталя Нины Галаниной утром 26 октября, уже после взятия Зимнего дворца, большевики срывали бинты у лежачих больных, особенно с челюстно-лицевыми ранениями - подозревали, что среди них скрываются министры Временного правительства и защищавшие их юнкера.
Женщины Дома Романовых и многих знатных семей активно помогали в тылу: работали в лазаретах, санитарных поездах, занимались сбором средств на нужды фронта, помогали беженцам. Четыре дочери Императрицы Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия в годы войны служили в Царскосельских лазаретах.
Потрясающие примеры самоотверженности и милосердия? Нет, такие поступки никого не удивляли, и являлись для народа России естественным делом — Родина воюет, значит надо на фронт, причём всем, и родным Императора, и аристократам из поэтических гостиных, а остальным— помогать, где нужно.
Обратите внимание, даже такая консолидация общества не помогла избежать революции и из-за этого поражения в войне.
Почему я это пишу? Потому что у нас впереди много испытаний. И пройти их мы сможем только вместе, власть и народ. Из истории надо делать правильные выводы и быть ближе к народу. А то вон оно как может получиться…